ЛИД:  Транспортный коллапс в городе коснулся практически каждого днепродзержинца. Ни нормально уехать на работу, ни вернуться домой, ни четкого понимания: какие же будут цены на проезд в ближайшем будущем. В эксклюзивном интервью Александр Черненко, до недавнего времени занимавший пост первого заместителя городского головы, откровенно рассказал о том, что происходит с общественным транспортом города.

 

 - Александр Валентинович, став первымвице-мером в сентябре прошлого года, вы с резкой критикой отозвались  о работе управления транспорта. Сегодня проблемы транспорта у всех на устах, а начальник управления в отпуске. Как вы это прокомментируете?

 

- Все очень просто. Как только я начал разбираться с ситуацией в транспорте, сразу стало ясно, что руководитель управления Николай Мирошниченко своим решением разрешил уменьшить количество маршруток.  Например, на 10 маршруте - почти вдвое, якобы, там и так их достаточно. Но только слепой не видит огромные очереди на 10-ку студентов и преподавателей нашего университета, да и жалобы идут одна за одной. При этом в управлении, у начальника, есть и личный служебный  автомобиль, и 250 литров бензина на месяц, где ему видеть очереди?! Конечно, я не только резко критиковал работу управления транспорта, но и постоянно убеждал мера уволить такого начальника. Если бы уволили,  тогда, я уверен, многих конфликтов  в транспорте  можно было избежать. К сожалению, я, даже будучи первым замом, не имею права кого-либо уволить. Это прерогатива мера.

 

- Не секрет, что сейчас  из-за роста цены на бензин многие маршрутки просто не выезжаю на работу. Почему не реагирует власть?

 

- Сегодня в городе работает около 260 маршрутных такси. Сколько их реально на маршруте - проверить невозможно. Нужно поставить минимум человек 50, чтобы они стояли и считали, сколько реально выехало транспорта. Я еще в октябре презентовал возможности электронной диспетчерской и поставил задачу начальнику управления отработать возможность электронного учета количества транспорта на маршруте через джипиэс-трекер. Добился изменений в конкурсных документах, и сейчас маршрутный транспорт будет обязан быть оборудован трекерами, и после проведения конкурсов, в мае-июне, мы получим четкую картину движения общественного транспорта. Надеюсь,  что если будет уволен нынешний начальник и назначен нормальный руководитель, мы получим более качественную работу транспорта.

- Сейчас остро стоит вопрос цены проезда. Какой она должна быть  сегодня?

- Цена должна быть справедливой. Это значит, что перевозчики готовы за такую цену работать, а жители - в состоянии оплатить проезд. Но, конечно,  цена 7 гривен, как это предлагает компания по маршрутам № 20 и 30, неприемлема. Опять же, ключевую роль играет управление транспорта, так как, например, рабочая группа, которая должна проверить соответствие транспортных компаний условиям конкурса,  уже должна работать и делать выводы. Я лично выезжал на площадь ДМК с проверкой работы транспорта и на вопрос:  «Почему вопреки графику отсутствует транспорт?» -  представитель управления просто моргал глазами. Зачем тогда нужно целое управление со служебным авто и чиновниками, если даже проверить работу транспорта оно не в состоянии.

 

 

Проблемная Транспортная площадь

 - Если коснулись площади ДМК, не секрет, что в час пик там люди просто уворачиваются от автобусов, с риском для жизни. Посадка и высадка пассажиров ужасная. Там когда-то будет порядок? Уже 4 года все возмущаются, как можно было на такой насыщенной площади размещать еще и автостанцию для сельских маршрутов, теперь там еще и днепропетровский огромный автобус разворачивается. Куда смотрит градостроительная инспекция?

 

- Автостанцию на площади ДМК (или Ясюковича) установили  на месте посадки пассажиров маршрута №17, и теперь пассажиры становятся в очередь прямо посреди площади. А как построили?  Очень просто - по решению суда.

 

В Виннице, например, пригородные маршруты в центр города не заходят. К окраине города подъехали, а дальше - на городском транспорте. И это стандарт цивилизованных городов,  в том числе и Львова. Представьте площадь Рынок во Львове, полностью забитую автотранспортом. Где ходить людям?

 

Я еще в ноябре прошлого года предложил создать рабочую группу по разгрузке центра города, в том числе и площади ДМК, от автотранспорта. Изучить возможность использовать дополнительные маршруты не через центр города. Но рабочую группу управление создает по сей день. Тогда как, для сравнения, специалисты управления соцзащиты создают рабочую группу для решения срочной задачи, например по переселенцам, всего за один день. А заработную плату получают такую же и без личного водителя справляются. Зачем держать таких кадров  в управлении транспорта на протяжении многих лет - мне непонятно.

 

- А какова ситуация с городским трамваем?  И будет ли у нас расти количество электротранспорта?

 

- Ситуация на предприятии КП «Трамвай» была не простая. Вагонный парк давно не менялся, за исключением покупки одного вагона, хотя есть по развитию электротранспорта в городе целая программа. Почему она не выполнялась на протяжении пяти лет - вопрос к тому же управлению транспорта.  Но, в этом году мы добились выделения средств на ремонт вагонов - более пяти миллионов гривен - и оставили поддержку предприятию за перевозку льготчиков. Ведь не секрет, что трамваем пользуются в основном пенсионеры. Это социальный транспорт.

Между прочим, в некоторых странах еврозоны весь проезд в муниципальном транспорте для всех бесплатный. Умные люди  подсчитали, что если люди будут свободно передвигаться по городу, они оставят больше денег в виде покупок в магазинах, и налоги превысят затраты на содержание транспорта. Я уж не говорю про экологию и загруженность улиц автомобилями. Но для нас это пока фантастика.

 

Даже интернет в трамваях воспринимался с улыбкой. Хотя в Днепропетровске, Киеве, Львове и Виннице есть уже давно. А сейчас благодаря этому увеличилась выручка в трамвае. Ведь ехать за  две гривны и пользоваться бесплатным интернетом выгодно. Мы также направили просьбу в Чехию для того,  чтобы нам, возможно, подарили пусть хоть и б/у, но очень хорошие вагоны, как это получилось в той же Виннице. Жаль, что времени у меня на все про все было только пять месяцев. Если бы несколько лет - мы бы и троллейбус на левый берег запустили: уже предлагали нам сотрудничество представители Литвы.

 

Муниципальный транспорт нужно развивать. Горе-руководители,  после распада Советского Союза, быстренько разобрали и автобусный парк,  и в трамвае из 50 вагонов  осталось 14 . Спросить бы у них, как так? Нам нужно теперь все покупать за бюджетные деньги, но обеспечение доступного передвижения горожан по территории города - обязательная услуга  и нужно, чтобы транспорт был максимально доступен. На это необходимо тратить бюджет, а не растаскивать деньги через серую дыру в ЖКХ. Правда, это другая история, более «темная», чем транспорт. Мне достаточно было несколько недель, чтобы понять, насколько коррумпирована система ЖКХ. Но пусть этому дают оценку правоохранительные органы и общественность.

 

ГЛАВКА: Конкурсы нужны в интересах горожан

 

-  Говорят, что в конкурсе на перевозки нужно обязательно допустить компании из других городов. Вы против?

 

- Я за конкуренцию. И пусть участвуют все, кто соответствует требованиям закона. Хотя опыт, когда с непонятными документами работает сейчас компания из Днепропетровска, а местная власть только  разводит руками, мне кажется грустным.

 

Это как с малым бизнесом: наши местные предприниматели годами оформляют документы на право торговать, а рядом как грибы появляются около 200 киосков без каких-либо документов и попробуй снести, сразу обнаруживаются хозяева, в основном из Днепропетровска. В итоге, деньги уходят из города, а наши люди идут на биржу труда.

 

Я уверен, что среди читателей есть те, кто за последние несколько лет потеряли свой бизнес из-за незаконной конкуренции или просто беспредела. Так и в транспорте, и в строительстве, и в торговле. Нужно защищать своего местного бизнесмена, его право на законное ведение бизнеса в своем городе. В этом шанс, что город перестанет деградировать. Хорошие дороги - это важно, но куда более важно, чтобы у людей были доходы, зарплаты и возможность качественно  жить, потому что в городе должны быть живые люди,  а все остальное прилагается. А людей в нашем городе все меньше и меньше.

 

- Не могу не спросить про политику. Вы лидер партии «Христианско-демократичекий союз». Возможно ли возродить наш город, как это сделали христианские демократы в Германии после войны?

 

- Слава Богу, наш город не пострадал от военных действий, но опыт возрождения Германии я считаю очень реальным для нашей страны и для города в частности. Я не сторонник изобретать велосипед, а считаю, что если у людей получилось, то нужно их опыт применить и у нас. Тем более, что европейцы очень открыты.

 

Я был в ряде стран,  встречался с однопартийцами, христианскими демократами Германии, Франции и так далее. Могу сказать, что все мои предложения исключительно взяты из европейской практики, с учетом знаний, которые я получил в Академии государственного управления. Так что, как говорят в нашей команде: хочешь жить как ЕС - поддержи ХДС.     А вообще, на местах политики быть не должно. По крайней мере,  очень мало. Здесь простая работа: дороги, школы, больницы, освещение, безопасность  жизни,  комфорт и порядок для каждого, независимо мер ты или пенсионер!

Автор Евгений Корниенко